• Казанское шоссе, д. 18к1
  • ул. Республиканская, д. 43к2
Услуги
записаться на прием

Профилактика нарушений чтения и письма

Первичный прием и диагностика врача

Профилактика нарушений чтения и письма у детей

Каждый ребенок учится и развивается в своем темпе. И пока одни дети готовы идти в первый класс к шести годам, другие осваивают все необходимые для школы навыки только к возрасту восьми лет. Но нередко встречаются ситуации, когда в процессе учебы ребенок отстает в развитии от сверстников, испытывая трудности с чтением и письмом. Такие нарушения могут сильно расстраивать, вызывать чувство неполноценности и приводить к проблемам с учебой, общением с друзьями и поведением. Поэтому, если ваш ребенок не справляется с письмом и чтением, важно понять, как и чем ему можно помочь.

Нарушения чтения

Основные проблемы с чтением возникают, когда детям трудно понять взаимосвязь между звуками и буквами или уловить значение слов и отрывков текста. И даже когда базовые навыки устной речи освоены, могут возникнуть проблемы с:

  • Распознаванием букв и слов;
  • Скоростью и беглостью чтения;
  • Пониманием и запоминанием прочитанного;
  • Анализом текста и выводами.

Наиболее известные типы нарушений чтения это гиперлексия и дислексия. Ребенок с гиперлексией обладает очень высокой способностью читать еще до того, как ему исполнится 5 лет. Для него увлекателен письменный материал, буквы и цифры. У таких детей отличная зрительная и слуховая память. Они могут без особых усилий вспомнить то, что видят и слышат. Но несмотря на высокие навыки чтения, они плохо понимают прочитанное, повторяя фразы и предложения, не понимая их смысла. Им трудно ответить на вопросы «кто», «что», «почему», «где» и «как». Им также трудно говорить и общаться со сверстниками.

У детей с дислексией ухудшается способность читать. Они могут испытывать сложности с расшифровкой слов и менять их, переставлять буквы местами или путать, додумывать написанное, избегать чтения. Им непросто произносить новые слова и требуется больше времени, чтобы прочитать и понять материал. Пересказ текста и формулирование главной идеи становятся непосильной задачей. Симптомы дислексии часто появляются еще до того, как ребенок пойдет в школу.

Нарушения письма

Письмо, как и чтение, это сложный навык, включающий зрение, движение и способность обрабатывать информацию. Нарушение каждого из этих аспектов может привести к трудностям с формированием букв, слов и выражением мыслей на бумаге. Нарушение обучения письменной речи у школьников, также называемое дисграфией, может вызвать:

  • Низкую скорость почерка, который требует много усилий;
  • Трудности с изложением мыслей в письменной форме;
  • Плохо организованный и сложный для понимания письменный текст;
  • Проблемы с орфографией, грамматикой и пунктуацией;
  • Почерк, который невозможно прочитать;
  • Проблемы с точным копированием фигур, букв и линий.

Чаще всего дисграфия это результат нарушения работы нервной системы, которая влияет на мелкую моторику пальчиков и кистей рук, необходимую для письменных навыков. В результате, почерк неправильный, с разными наклонами, прописными и строчными буквами, рукописным и печатным стилем.

Коррекция нарушений письма и чтения в центре “Экзарта”

Профилактика нарушений чтения и письма у детей начинается с самого рождения. Каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные этапы, необходимые для того, чтобы нервная система и опорно-двигательный аппарат созрели для сложной умственной и физической деятельности. В первую очередь, малыш учится правильно держать головку, затем переворачиваться, ползать, вставать и ходить. Далее, до трех лет, организму ребенка нужно развивать крупные мышцы, много двигаться, ползать по разным поверхностям, ему не должна мешать обувь и различные гаджеты. 

Необходимо следить за правильным двигательным и психическим развитием малышей и дошкольников, отставание можно легко пропустить и заметить только тогда, когда они уже стали старше. Поскольку диагностировать нарушения письма и чтения непросто, очень важно, чтобы вашего ребенка проверил и оценил квалифицированный специалист, даже если симптомы вам кажутся очевидными. А те признаки, которые выглядят не связанными с устной и письменной речью, на самом деле, вполне могут трансформироваться в нарушения письма, чтения и внимания в будущем. 

На первичном приеме в центре медицинской реабилитации “Экзарта” в Нижнем Новгороде врач внимательно изучает состояние ребенка, историю болезни, жалобы и документацию, а также подробно отвечает родителям на все вопросы о методиках лечения. Диагностика проблем с устной и письменной речью — это мультидисциплинарный подход. Поэтому в процесс вовлечена целая команда из разных специалистов для выяснения точной причины. Ее поиск начинается с нейропсихологической и функциональной оценки. Дополнительно врач проверяет, насколько детский организм подготовлен к школьной нагрузке. В силу своего возраста и особенностей развития ребенок может быть недостаточно зрелым, чтобы длительное время концентрировать свое внимание на чтении или письме. Если на консультации обнаружено отклонение от нормы, врач подбирает индивидуальную программу реабилитации, которая состоит из комплекса методик, и исключает противопоказания для процедур.

Профилактику и лечение нарушений чтения и письма у детей специалисты проводят с помощью современных европейских методик: нейрологопедии, Войта, функциональной терапии и техник, развивающих крупную моторику. Мы работаем, как с опорно-двигательным аппаратом, в первую очередь, корректируем осанку, шею и проводим профилактику различных мышечных спазмов, которые ведут к пережатию сосудов, напряжению фасций, что может негативно сказаться на зрении. 

Второе направление коррекции нарушений это работа с нервной системой, которая помогает настроить механизмы регуляции мелкой моторики. Но родителям необходимо помнить, что для правильного и гармоничного развития детям необходима хорошая крупная моторика. Именно она служит основой, на которой строится мелкая. Если маленький ребенок недостаточно двигался, у него может быть плохо развита крупная мускулатура, например, спины, ног, плечей или шеи. Эти мышцы отвечают за движения основных суставов, удерживают тело в правильном положении и являются фундаментом для работы более мелких мышц, относящихся к руке. При слабом мышечном корсете детям тяжело удерживать свой корпус в статическом положении и, одновременно с тем, писать или рисовать, удерживая концентрацию внимания на работе кисти. Поэтому с самого детства ребенку необходимо сначала наработать крупную моторику, чтобы он имел хороший мышечный корсет, на котором построить мелкую моторику будет гораздо легче. Дополнительные занятия в секциях и в нашем центре, ввиду ограниченного времени, не способны полностью восполнить развитие крупной моторики. Позвольте детям много гулять, бегать, прыгать, осваивать различные поверхности. Такой подход станет хорошей профилактикой нарушений навыков письма и проблем с концентрацией внимания в будущем.

Если вы заметили у ребенка трудности с пониманием текста, произношением слов, правописанием и почерком, не помешает пройти обследование. В нижегородском реабилитационном центре “Экзарта” работают специалисты, которые прошли обучение современным методикам у ведущих российских и европейских экспертов Международной академии медицинской реабилитации, и могут оказать квалифицированную помощь в самых разных, даже очень сложных, ситуациях. Записаться на первичный прием в клинику можно по телефону +7 (831) 429 01 15. Помните, что лучшей мерой профилактики нарушений чтения и письма у детей будет периодическое наблюдение у врача, это позволит быстро заметить отклонение и вмешаться на ранних этапах, когда его легче всего исправить.

Е.В. Белова

Хочется сказать огромное спасибо всем специалистам центра, которые работали с моим сыном Назаром (Кириллу, Андрею, Вадиму, Максиму, Ане). Мы здесь были впервые и центр оставил очень хорошее впечатление. Очень доброжелатлеьное, внимательное отношение мы увидели к себе с самого начала. Огромная отдельная благодарность директору центра Марине Евгеньевне за предоставленную возможность пройти бесплатную реабилитацию. Надеемся на дальнейшую совместную плодотворную работу. Всем здоровья. удачи, успехов и всего самого доброго! Низкий поклон и еще раз огромное спасибо за ваш труд!

13.12.2023
Ирина

Хороший врач-физиотерапевт в центре. Рассказала и объяснила, что лучше для ребенка, какое лечение. Приятное обращение и хорошие условия. Нам все здесь понравилось.

13.12.2023
Мария

Я искала в Нижнем Новгороде медицинский центр для медицинской реабилитации и моя подруга мне посоветовала этот, она водит сюда своих детей и у них хороший прогресс. Достаточно тесно, но кабинеты очень большие и оборудовано все достаточно хорошо, есть все условия для занятий. Мне очень нравится доктор Наталья Артуровна Султанова, как она проводит занятия, я и сама вижу, что мой ребенок делает успехи, после двух занятий он уже садится, она рассказала, что и дома можно заниматься, перед карантином показала упражнения, которые можно делать дома, чтобы не было отката назад. Динамику я вижу однозначно и мы планировали два месяца заниматься между операциями, но сейчас вы закрыты и для меня это, если честно трагедия. Дороговато, но я готова платить, потому что я вижу результат. Все замечательно.

13.12.2023