Совершенно нормально, когда у детей в тот или иной момент возникают проблемы с концентрацией внимания и поведением. Для дошкольников характерна неспособность долго заниматься одним занятием, которая часто зависит от уровня интереса. Маленькие дети от природы энергичны и способны очень быстро утомить взрослых. И некоторые малыши обладают более высоким уровнем активности по сравнению с другими. Кроме гиперактивности сильно повлиять на внимание и концентрацию ребенка может и недостаток крупной моторики в дошкольном возрасте. Детям со слаборазвитыми глубокими мышцами тяжело удерживать корпус в статическом положении и еще сложнее одновременно с этим удерживать концентрацию внимания на задачах. Поэтому, если ребенок не может усидеть на стуле и регулярно отвлекается, возможно, ему просто не хватает подвижности.
Но нарушение концентрации в сочетании с чрезмерной активностью может быть признаком и более серьезной проблемы — СДВГ или синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это состояние — одно из наиболее распространенных нарушений нервного развития у детей. Родители зачастую списывают такое поведение ребенка на особенности характера, но это не вполне верно. СДВГ может сформироваться в результате нарушений развития или полученных травм. И если моторику можно наработать, а невнимательность и гиперактивность у здоровых детей со временем проходят, то у ребенка с СДВГ эти проблемы становятся постоянными. Отсутствие своевременной диагностики и коррекции со стороны специалиста может привести к тому, что симптомы сохранятся в подростковом и взрослом возрасте, станут серьезными и вызовут трудности в школе, дома или при общении с друзьями, проблемы с самооценкой.
Некоторые расстройства внимания родителям крайне сложно диагностировать самостоятельно, поэтому лучше доверить детей в руки опытного специалиста. Стоит посетить врача, если вы уже отметили у ребенка такие признаки, как:
- Излишняя мечтательность;
- Короткая продолжительность концентрации внимания, ребенок легко отвлекается;
- Ошибки по неосторожности – например, в школьных заданиях;
- Забывчивость, ребенок часто теряет вещи;
- Неспособность выполнять задачи, которые утомительны или отнимают много времени;
- Неспособность слушать или выполнять инструкции;
- Постоянная смена деятельности и задач;
- Трудности с организацией;
- Неспособность усидеть на месте, особенно в спокойной или тихой обстановке;
- Чрезмерные физические движения, ребенок может много говорить и часто прерывать разговоры;
- Неспособность дождаться своей очереди;
- Действия без раздумий, часто опасные и опрометчивые.