Изучение звуков и языка требует времени, поэтому совершенно нормально, когда маленькие дети испытывают трудности с правильным произношением слов. Это — часть процесса их обучения. Речевые навыки развиваются с течением времени и, как правило, дети одного возраста изучают их с разной скоростью. Большинство полностью осваивают речь к пяти годам. Но у некоторых детей наблюдаются нарушения. Это означает, что им трудно произносить определенные звуки и слова, и, по мере взросления, улучшения не происходит. В результате, окружающим людям сложно понять, что пытается сказать ребенок.
Профилактика речевых нарушений
Первичный прием и диагностика врача
Причины и виды нарушения речи у детей
Дефекты речи возникают, когда мышцы и органы голосового аппарата (рот, челюсть, язык и голосовой тракт) и дыхательной системы (легкие, бронхи, трахея, диафрагма) работают неправильно. Нарушение в каждом элементе может спровоцировать проблемы с речью. Причины этого могут быть разные: задержки развития, нарушение работы центральной нервной системы, спазм или слабость мышц речевого аппарата, мышечная дистрофия, паралич лицевого нерва, расстройства аутистического спектра, генетические заболевания, ДЦП, потеря слуха и многие другие.
В результате, у детей могут возникнуть:
- Нарушение артикуляции — трудности с произношением определенных звуков. Они могут быть пропущены, добавлены или искажены. Когда маленькие дети учатся говорить, то часто упускают или меняют определенные звуки. Неправильная артикуляция не обязательно является поводом для беспокойства, если она временная и по достижении возраста 5-8 лет проходит.
- Проблемы с беглостью и плавностью речи. Это означает, что какой-то фактор нарушает ритмичность речи и свободное произношение. Обычно, это — заикание. В результате речь ребенка содержит аномальное количество повторений, запинок и пауз.
- Проблемы с голосом. Это может быть хриплость или чрезмерная резкость и гнусавость. Голос может менять частоту, прерываться или пропадать. Такие нарушения могут быть следствием как слабости голосовых связок, так и более серьезных проблем.
- Языковое расстройство — это нарушение способности понимать слова и их значения, и правильно их использовать. Эти симптомы не связаны с произношением и их легко спутать с другими нарушениями, такими как аутизм или неспособность к обучению, поэтому очень важно показать ребенка хорошему специалисту для выяснения причины нарушения речевого развития.
Как можно помочь ребенку?
При отсутствии лечения дефекты речи могут затруднять обучение детей чтению и письму. Ребенок может чувствовать разочарование, подавленность, беспомощность или замкнуться в себе из-за проблем с общением и выражением своих желаний и потребностей. Хорошей мерой профилактики будет регулярная проверка слуха и речевых навыков вашего ребенка в школе или в больнице у специалиста.
Выучить звуки и слова дома помогут ежедневные разговоры, чтение и игры с малышом. Ведь дети учатся речевым и языковым навыкам, слушая других и тренируясь во время разговора. А родители — это самые важные учителя для ребенка в ранние годы. Например, можно рассказывать про важных людей, называть места и предметы во время повседневных дел, интерактивных игр и любимых занятий. Можно давать ребенку слова и предложения для повторения, слушать музыку, петь песни и рассказывать детские стишки. Это — не только отличные способы развития речевых навыков, но и веселое времяпрепровождение.
Профилактика и лечение нарушений речи в центре реабилитации “Экзарта”
Речевые дефекты сильно отличаются друг от друга и каждый тип нарушения требует разного подхода, поэтому важно правильно определить причину. Уже на первичной консультации врач нижегородского реабилитационного центра “Экзарта” проведет тщательную диагностику, выявит, почему произошла задержка речи или нарушение функций глотания и жевания. Он оценит не только работу речевого аппарата, но и все тело ребенка в целом. Зачастую на первичном осмотре врач выявляет низкий тонус в мышцах, сутулость, напряжение мышц шейно-воротниковой зоны, плечи отведены вперед, а голова - назад, мышцы живота не работают. И причина задержки речи может быть связана с дисфункцией костно-мышечного, а не голосового аппарата.
После постановки диагноза будет составлен индивидуальный план лечения с учетом потребностей и целей каждого пациента. В него могут войти мягкие мануальные техники, методика нейрологопедии, функциональная терапия в педиатрии и подвесная система “Экзарта”, упражнения и техники для улучшения артикуляции речи, навыков языка, когнитивных способностей, воспроизведения голоса и дисфункции глотания.
При лечении и профилактике дефектов речи у детей в нашем медцентре специалисты также работают не только с речевым аппаратом, но и комплексно, со всем телом ребенка и со всеми его мышцами. Такой подход позволяет добиться заметного результата уже после первого занятия. Детки, даже в тяжелом состоянии, становятся более активными, начинают обращать внимание на окружающий мир, интересоваться им, у них улучшается глотание, уменьшается слюноотделение и они лучше справляются с приемом пищи. Уже в процессе терапии работа с мышцами улучшает речевую функцию, позволяя ребенку научиться правильно формировать звуки и произносить слова. Специалист медцентра в обязательном порядке дает домашние задания и подробно рассказывает, как правильно их выполнять. Работа родителей с ребенком вне клиники - это важная часть терапии, от которой зависит хороший результат. Если все задания выполняются, итог лечения будет намного лучше.
Если ваш ребенок попадает в группу риска, то необходимо заниматься профилактикой не только речевых нарушений, но и проводить полноценную работу, чтобы исключить задержки в его развитии. Желательно как можно раньше обратиться к специалисту для получения консультации, это позволит своевременно начать лечение и избежать неприятных последствий. Записаться на прием к врачу в центр медицинской реабилитации “Экзарта” в Нижнем Новгороде можно по телефону: +7 (831) 429 01 15.